Карпаччо


Карпаччо
, Витторе (Carpaccio, Vittore) Ок. 1460—1465, Венеция — ок. 1526, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. По-видимому, учился у Джентиле Беллини. По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим. Работал в Венеции по заказам церквей и т. н. младших скуол, объединявших ремесленников, а также выходцев из Далмации — славян и албанцев; получал заказы от церквей Далмации. С 1507 участвовал в работе над циклом исторических композиций для зала Большого совета Дворца дожей. В 1508 был членом комиссии, определившей сумму вознаграждения Джорджоне за росписи фасада Фондако деи Тедески. Начавший свой творческий путь в конце 1480-х, Карпаччо сформировался в атмосфере расцвета венецианской живописной школы XV в., имел возможность опереться на накопленные ею традиции — от рисунков Я. Беллини (мотивы которых повторяются в ряде работ Карпаччо) и исторических повествовательных композиций Джентиле Беллини до живописных завоеваний Джованни Беллини. Интерес Карпаччо к передаче световоздушной среды, интерьеру, бытовым реалиям свидетельствует о знакомстве с работами Антонелло да Мессины и нидерландских мастеров. Наконец, некоторые принципы композиционной организации больших многофигурных сцен говорят о знакомстве Карпаччо с росписями ведущих мастеров Средней Италии — Боттичелли, Гирландайо, Перуджино в Сикстинской капелле в Риме. В обширном творческом наследии Карпаччо, включающем ряд монументальных алтарных композиций, картины на темы Священной истории, подготовительные рисунки, главное место занимают повествовательные живописные циклы, написанные по заказам младших скуол. Из пяти дошедших до наших дней венецианских повествовательных циклов XV в. Карпаччо принадлежат четыре: История св. Урсулы (1490—1495/1498, Венеция, галереи Академии), История св. Иеронима, Георгия и Трифона (ок. 1502—1507, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), Жизнь Девы Марии, включающая 6 небольших картин, написанных в 1504—1508 для албанского братства скуолы дельи Альанези (ныне — Бергамо, галерея Академии Каррара; Милан, галерея Брера; Венеция, галерея Франкетти; Венеция, Музей Коррер); История св. Стефана, состоявшая из 5 картин, написанных для цеха шерстяников в 1511—1520 (ныне — Милан, галерея Брера; Берлин, Гос. музеи; Париж, Лувр; Штутгарт, Гос. художественная галерея). Карпаччо наряду с Джентиле Беллини и другими художниками принял участие в создании пятого из сохранившихся венецианских живописных циклов — История реликвии (Чудо с исцелением бесноватого, 1494, Венеция, галереи Академии). Вершиной творчества Карпаччо являются живописные циклы История св. Урсулы и История св. Иеронима, Георгия и Трифона. Карпаччо дал новую жизнь традиционному жанру венецианской повествовательной многофигурной композиции. Перенося действие религиозных легенд в современность, в яркую и праздничную атмосферу венецианской жизни, Карпаччо противопоставил торжественной церемонности, статичности исторических сцен Джентиле Беллини живость интонаций, непринужденность повествования. Простодушное восхищение пестрой, праздничной картиной изображаемого мира, разнообразием одежд, колоритностью, характерностью облика персонажей соединяется у Карпаччо с чувством ритма современной ему жизни, талант рассказчика — с поэтичностью, бытовая достоверность деталей — с умением видеть музыку линий, движение света и теней, мелькание цветовых пятен, подробность повествования — с лирической сосредоточенностью, созерцательной самоуглубленностью. В полотнах Карпаччо создает целостный, упорядоченный четкостью композиционного строя образ события. В то же время он вслед за нидерландскими мастерами открывает самостоятельную жизнь, эстетическую драгоценность деталей, будь то мраморный рельеф, бронзовый светильник или деревянные сваи причала, косой парус рыбачьей лодки, отражение в воде каменного мостика. Не менее замечательно то, что самостоятельную образную значимость приобретает у него заполненный светом интерьер (Сон св. Урсулы, 1495, Венеция, галереи Академии; Видение св. Августина, 1502, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони). Новые элементы вносит Карпаччо в трактовку излюбленной его венецианскими современниками темы пейзажа. В Прибытии в Кёльн (1490, цикл История св. Урсулы), Св. Собеседовании (ок. 1500, Кан, Музей изящных искусств), Св. Семействе с двумя донаторами (1505, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), Оплакивание Христа (ок. 1510, Берлин, Гос. музеи), Битве св. Георгия с драконом (1516, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) и др. сравнительно небольшие фигуры первого плана предстают в органической связи с пейзажем, плавно уходящим к далекому горизонту, находятся в единой с ним пространственной и световоздушной среде. Сложные, зашифрованные в мотивах пейзажа, символике изображений животных и растений связи человека и мира природы определяют образный строй одной из самых загадочных и изысканных картин Карпаччо — Портрета рыцаря (1510, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), первого в истории европейской живописи портрета в рост в натуральную величину. Новые оттенки — движение, живость интонаций вносит Карпаччо в традиционно торжественный жанр алтарной картины (Принесение во храм, 1510, Венеция, галереи Академии). С именем Карпаччо во многом связано и формирование живописного стиля венецианского рисунка, характерного для его композиционных набросков с их тонким, свободным, прерывистым штрихом, создающим ощущение световоздушной среды.
Лит.: Смирнова И. А. Витторе Карпаччо. М., 1982; Ludwig G., Molmenti P. Vittore Carpaccio, la vita l’opera. Milano, 1905; Pignatti T. Vittore Carpaccio. Milano, 1955; Lauts I. Carpaccio, Gemelde und Zeichnungen. Koln, 1962; Pallucchini R. Carpaccio. Milano, 1963; Muraro M. A. Carpaccio. Firenze, 1966; Fortini Brown P. Venetian Narrative Painting in the Age of Carpaccio. New Haven; London, 1988.
И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Карпаччо" в других словарях:

  • карпаччо —       итальянское блюдо из тончайших слоев сырой говядины, подается холодным в сливочно уксусном соусе и с оливковым маслом. Это блюдо, названное так в честь венецианского художника эпохи Возрождения, пришло в мировую традицию из бара Harry’s в… …   Кулинарный словарь

  • Карпаччо В. — Витторе Карпаччо Имя при рождении: Vittore Carpaccio Дата рождения: 1455 или 1465 Место рождения: Венеция Дата смерти: ок. 1526 Место смерти: Каподистрия …   Википедия

  • Карпаччо — Эта статья  о блюде итальянской кухни. Об итальянском художнике, в честь которого названо блюдо, см. Карпаччо, Витторе. Карпаччо из говядины. Карпаччо (итал.  …   Википедия

  • Карпаччо — (carpaccio) Витторе (1455 или 1465, Венеция – ок. 1526, Каподистрия, ныне Копер, Словения), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель венецианской школы. Учился у Джентиле Беллини. На творчество Карпаччо оказали влияние… …   Художественная энциклопедия

  • Карпаччо — (Carpaccio)         Витторе [около 1455 или 1465, Венеция, около 1526, Каподистрия (?), ныне Копер, Словения], итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель венецианской школы (См. Венецианская школа). Учился у Джентиле Беллини.… …   Большая советская энциклопедия

  • Карпаччо — …   Энциклопедия кулинарных рецептов

  • Карпаччо В. — КАРПÁЧЧО (Carpaccio) Витторе (ок. 1455 – ок. 1526), итал. живописец венецианской школы эпохи Раннего Возрождения. Трактуя религ. сюжеты как сцены гор. жизни Венеции, достигал увлекательности повествования, наивно поэтич. свежести бытовых… …   Биографический словарь

  • Карпаччо Витторе —         (ок. 1455 или 1465, Венеция, ок. 1526, возможно Каподистрия, ныне Копер, Словения) итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель венецианской школы.         Венеция всегда была самой независимой из всех итальянских городов. Её… …   Художественная энциклопедия

  • КАРПАЧЧО (Carpaccio) Витторе — (ок. 1455 ок. 1526) итальянский живописец. Представитель венецианской школы Раннего Возрождения. Трактуя религиозные события как сцены современной жизни, достигал увлекательности повествования и поэтической свежести бытовых деталей (цикл картин… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Карпаччо Витторе — Карпаччо (Carpaccio) Витторе [около 1455 или 1465, Венеция, ‒ около 1526, Каподистрия (?), ныне Копер, Словения], итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель венецианской школы. Учился у Джентиле Беллини. Испытал воздействие… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Карпаччо» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.